17 ВЕК
Одним из выдающихся пионеров образования был Джон Амос Коменский (1592-1670). Эффективное образование, настаивал Коменский, должно учитывать характер детей. Его собственные наблюдения привели его к выводу, что они не были миниатюрными взрослыми. Он охарактеризовал школы, в которых к ним относились так, как если бы они были таковыми, как “скотобойни умов”. Коменский считал, что понимание приходит “не в простом заучивании названий вещей, а в реальном восприятии самих вещей”. Следовательно, образование должно начинаться с наблюдения ребенком реальных объектов или, если не самих объектов, то их моделей или изображений. Практическим результатом этой теории стал его Orbis Pictus ("Мир в картинках"), первый — и долгое время единственный — учебник в западном мире с иллюстрациями. Хотя идеи, на которых она была основана, поначалу высмеивались, книга Коменского широко использовалась детьми около 200 лет.
современная эпоха
В 17 веке философы тоже начали разрабатывать теории обучения, которые отражали новую научную опору на наблюдения из первых рук. Одним из людей, чьи теории оказали наибольшее влияние на образование, был английский философ Джон Локк (1632-1704). Согласно Локку (который не был автором идеи, но дал ей толчок), разум при рождении представляет собой чистую табличку (tabula rasa). То есть у него нет врожденного знания. Но, по его мнению, разум действительно обладает рядом способностей, таких как восприятие, различение, сравнение, мышление и припоминание. Локк считал, что знание приходит, когда эти способности развиваются на сыром материале чувственных впечатлений, полученных от объектов внешнего мира. Как только разум пассивно получает такие чувственные впечатления, его способности приступают к работе — различают и сравнивают их, просеивают и сортируют до тех пор, пока они не обретут форму ”знания".
день независимости мексики
Один аспект теории Локка — представление о том, что разум состоит из “способностей”, - был истолкован как означающий, что функция школьного образования заключается в “тренировке” различных умственных способностей. Например, считалось, что латынь и математика особенно полезны для укрепления разума и памяти. Эта идея сохранялась в образовательной практике вплоть до 20 века — задолго до того, как “факультетская” психология была признана недействительной.